Приветствую Вас, Гость! Регистрация RSS

Қазақша рефераттар және презентациялар

Сенбі, 18.05.2024
Главная » 2013 » Қараша » 1 » Корпоративное обучение по системам менеджмента
23:39
Корпоративное обучение по системам менеджмента

Корпоративное обучение по системам менеджмента

 

Названия курсов:

 

Системы менеджмента качества – требования стандарта ISO 9001:2008 (ГОСТ Р ИСО 9001-2008)

Объём курса – 16 часов. Может проводиться в формате 2-х дней, включая один или два выходных дня, либо в течение 3-х дней по 5,5 часов или 4-х дней по 4 часа в день. Курс предназначен для владельцев и руководителей предприятий, высшего руководства, включая директора или менеджера по качеству, а также руководителей различного уровня – сотрудников предприятия, где предполагается внедрение СМК. Такое обучение очень полезно повторять каждые 2-3 года, так как знания улетучиваются со временем и с текучестью персонала.

 

Системы экологического менеджмента – требования стандарта ISO 14001:2004 (ГОСТ Р ИСО 14001:2007)

Объём курса – 16 часов. Может проводиться в формате 2-х дней, включая один или два выходных дня, либо в течение 3-х дней по 5,5 часов или 4-х дней по 4 часа в день. Курс предназначен для владельцев и руководителей предприятий, высшего руководства, а также руководителей различного уровня – сотрудников предприятия, где предполагается внедрение системы экологического менеджмента (СЭМ). Такое обучение очень полезно повторять каждые 2-3 года, так как знания улетучиваются со временем и с текучестью персонала.

Зачем внедрять Систему менеджмента качества - СМК?

 

Для того, чтобы сделать бизнес стабильным и предсказуемым.

 

Для того, чтобы сделать предприятие, организацию конкурентоспособным – если это ставится как задача. Причём, для каждого предприятия «остриё пользы» будет своим, не сопоставимым с пользой, полученной от внедрения СМК на других предприятиях. В одних случаях внедрение СМК позволяет повысить управленческие навыки первых руководителей, в других случаях позволяет снизить внутренние потери по разным причинам или увеличить качество своей продукции или услуг.

 

ВСЕГДА улучшаются продажи – к этому есть множество объяснений, но это – факт. Увеличивается качество персонала на всех уровнях, улучшается работа с персоналом. Улучшается всё, на что направлен фокус СМК. Надо оговориться, что благодатные результаты от внедрения СМК появятся ТОЛЬКО тогда, когда Систему менеджмента качества создают сами работники предприятия, а не «покупают СМК под ключ за три дня», когда работники своими силами создают правила, по которым сами потом работают, а не «покупают комплект готовой документации».

 

Продажа сертификатов СМК – в основном сертификатов ГОСТ Р ИСО 9001-2008 – это грустная черта нашей российской реальности. Это явление иссякнет по мере того, как Первые Лица Предприятий и их помощники будут глубже вникать в тему, связанную с системами менеджмента качества и другими системами менеджмента.

 

Часто путают понятия «Внедрение СМК» и «Сертификация «СМК». Об этом рассказано в отдельной статье на этом сайте «Консультирование и сертификация – разные вещи!». Но вкратце я расскажу здесь.

 

«Внедрение СМК» подразумевает выполнение следующих шагов:

 

Шаг 1. Принятие решение высшим руководством предприятии о начале работ по СМК.

Шаг 2. Получить общую информацию о системах менеджмента, уяснить последовательность работ.

Шаг 3. Принять решение о способе внедрения СМК. В любом случае «главный герой» этапа – менеджер по качеству, которого надо найти внутри компании.

Шаг 4. Выполнить огромный объём работ по разработке и внедрению СМК в соответствии с выбранным способом и Планом.

Шаг 5. Принять решение, нужна ли сертификация СМК по ISO 9001 или ГОСТ Р ИСО 9001. Выбрать отрган по сертификации и аудитора.

Шаг 6. Пройти сертификационный аудит, получить сертификат ISO 9001 или ГОСТ Р ИСО 9001. 

Как внедрять СМК?

 

Прежде надо обязательно ответить на вопрос: «А зачем это нужно нашему предприятию?». Потому что СМК – это не панацея от всех бед. Выражение «Внедрение системы менеджмента качества» в наше время стало просто лозунгом. СМК внедряется для того, чтобы решить конкретные проблемы предприятия. И уже потом, когда первоочередные проблемы начинают разрешаться, выясняется, что это очень удобный инструмент решения и других проблем.

 

Кому НЕ НУЖНА СМК?

 

1. Монополистам - мы уже говорили об этом. Правда, и у них могут быть проблемы, которые хорошо могут быть изжиты при грамотном внедрении системы. Кроме того, монопольный статус иногда заканчивается.

2. Тем, у кого бизнес развивается стремительными темпами. В этих случаях личные навыки руководителя и его помощников вносят больший вклад в успех, чем попытки систематизировать процессы в ситуации, когда всё быстро меняется. Однако, если такой деятельностью по созданию новых бизнесов человек или команда занимается не первый раз, то система опять нужна. Эта деятельность описана в пункте 7.3 стандарта ISO 9001.

3. Очень маленьким компаниям. В тех случаях, когда владелец бизнеса может держать в поле зрения всё происходящее и лично руководить всем, успех компании зависит от личных навыков руководителя. Но отдельные элементы системного подхода приносят пользу. У нас был клиент – маленькая фирма, которая выполняла письменные переводы на разные языки. Работников - всего два человека – муж и жена. Но много подрядчиков, живущих в разных странах по всему миру. Этой фирме понадобилась СМК. Система была создана и сертифицирована.

 

Всем остальным внедрение системы менеджмента качества (СМК) принесло бы пользу – при правильном подходе.

Процесс внедрения СМК вскользь описан в самом стандарте – в пункте 4.1, в самом начале.

Конечно, решение о внедрении СМК принимает руководитель предприятия. Но как выполнить это решение? «Покупка сертификата и документации СМК» в различных вариациях. На этом сайте это не обсуждается.

Возможны следующие способы:

1. Разработка и внедрение СМК своими силами.

2. Разработка и внедрение СМК своими силами после приёма в штат предприятия сотрудника, который имеет подобный опыт.

3. Разработка и внедрение СМК своими силами с привлечение консультанта на весь период проекта.

4. Комбинированный вариант, при этом у внешнего консультанта – одного либо нескольких – покупают разовые услуги

 

Подробнее:

 

1. Начать внедрение СМК своими силами. Успех этого варианта зависит от правильности выбора менеджера по качеству. В конце концов, его можно обучить на курсах. Плюсы – самый дешёвый путь, низкий риск ухода работника после завершения проекта. Минусы – риск того, что работника в процессе внедрения СМК «занесёт» в какую-то крайность, что мы часто наблюдаем. В этом случае необходима хотя бы ограниченная, но внешняя оценка деятельности менеджера по качеству.

 

2. Нанять в штат предприятия человека, который имел опыт внедрения СМК на другом предприятии. Плюсы – наличие опыта, низкая цена вопроса. Минусы – риск того, что работник после выполнения проекта по внедрению СМК уволится, унесёт в своей голове огромную добавленную ценность, полученную в ходе внедрения. В этом варианте необходимо убедиться в высокой лояльности нанятого работника, убедиться в том, что этого работника что-то держит на предприятии. Кроме того, надо всегда готовить дублёра ключевого сотрудника.

 

3. Заключить договор с внешней стороной об оказании консультационных услуг по внедрению СМК. Плюсы – при правильном выборе – гарантированный положительный результат, получение предприятием реальной выгоды, которая окупит все затраты на проект. У консультантов, как правило, есть большой опыт внедрения СМК на различных предприятиях. Не ищите консультанта по принципу «А Вы имели опыт внедрения СМК на предприятии по изготовлению заварного печенья?» или «А Вы имели опыт внедрения СМК на предприятии по проектированию и строительству домов именно каркасным методом?» Минусы – высокая стоимость услуг консультантов, ещё выше – консалтинговых организаций. Анализируйте не только цену, но соотношение «цена / качество консультационных услуг.

 

4. Комбинированный вариант. Внедрять самим, но привлекать внешнего консультанта для оказания разовых услуг: обучение руководства и персонала, помощь менеджеру по качеству в отдельных вопросах, обучение и стажирование внутренних аудиторов, выполнение внутренних аудитов силами внешнего специалиста, сопровождение сертификационного аудита.

 

Каждый вариант имеет свои «плюсы» и «минусы» об этом написано в статье «Кто внедряет СМК?». Самое главное, что должны принять руководители предприятий – это то, что внедрение СМК – дело рук самих внедряющих, т.е. руководства и персонала предприятия. Ключевая роль в этом – у Первого руководителя предприятия.

 

«Внедрение СМК» подразумевает выполнение следующих шагов:

 

Шаг 1.

Высшее Руководство предприятия (компании, организации) должно лично осознать необходимость изучить тему СМК или внедрить СМК. Результат – Руководство осознало необходимость изучить тему, связанную с СМК или приняло решение внедрять СМК. Риски этого этапа – высокое самомнение руководителя (поговорка: «Беда не в том, что не знают, а в том, что думают, что знают»), отрицательные отзывы знакомых, негативный опыт предыдущих попыток контакта с псевдоносителями знаний по СМК (поговорка: «Повторный брак – это триумф оптимизма над жизненным опытом»).

 

Шаг 2.

Высшее Руководство предприятия должно получить начальные знания о системах менеджмента качества и процессе сертификации СМК. Решение о прохождении сертификации или отказе от сертификации может быть принято позже. Результат – Руководитель сам лично прошёл, хотя бы, ознакомительное обучение по СМК или собеседование с тем, кому доверяет. Принято решение о продолжении работ в этом направлении. На своём предприятии намечена кандидатура (один или, для подстраховки, несколько человек) будущего менеджера по качеству – «тягловую лошадку» будущего проекта, в перспективе – директора по качеству. Риски этапа – получение однобокой информации из одного источника. Лучше пообщаться с различными носителями знаний и опыта по СМК, пообщаться с руководителями тех предприятий, где уже внедрена СМК.

 

Шаг 3.

Высшее Руководство предприятия должно принять решение о том, как внедрять СМК. Результат – принято решение о способе внедрения СМК. Варианты уже рассмотрены в этой статье.

 

Шаг 4.

Составить план работ по разработке и внедрению СМК, приступить к выполнению этого плана. Это – самый трудоёмкий, длительный и мучительный этап работ. Залог успеха – личная вовлечённость Высшего руководства, демонстрирование этой вовлечённости. Главный замедляющий фактор – гордыня участников процесса. Для преодоления гордыни нужно мужество самих участников внедрения СМК, деликатность и терпение руководителей, опыт консультантов, если они есть. Результат – система управления предприятием приведена в соответствие с требованием стандарта ISO 9001 и / или ГОСТ Р ИСО 9001-2008. Риски этапа – невыполнение ключевых требований СМК: проведение систематических внутренних аудитов СМК, фиксация внешних и внутренних жалоб, выполнение корректирующих действий, анализ СМК со стороны руководства, установление Целей в области качества.

Процесс внедрения СМК, по моим наблюдениям не может длиться менее 9 месяцев. Меньше 6 месяцев – это явная профанация. Обычное дело - 1 - 1,5 - 2 года. На этом можно и остановиться, развивать и улучшать СМК, снижать потери, улучшать качество продукции и услуг. Многие предприятия так и делают – и в этом они правы.

 

Шаг 5.

Высшее Руководство предприятия должно принять решение о необходимости сертификации. Результат: приняты следующие решения:

•              Нужна или не нужна сертификация.

•              В какой системе сертифицироваться: в международной по ISO 9001:2008, российской по ГОСТ Р ИСО 9001-2008, или в обеих сразу.

•              В какой именно орган по сертификации обратиться

•              Одобрить предложенного аудитора или выбрать наиболее подходящего.

 

Шаг 6.

Заключить договор с выбранным органом по сертификации, пройти аудит.

 

Рассказ о шагах 5 и 6 приведён в статье «Консультирование и сертификация – это разные вещи!»

Внедрение этого стандарта на предприятии – многоэтапный процесс, включающий предварительный аудит компании, с целью анализа работы предприятия, выявления этапов производства продукта (товара, услуги), планирования проведения работы по внедрению СМК.

 

Следующим этапом является разработка системы менеджмента качества, разработка структуры и методов обучения.

 

После этого начинается обучение персонала компании - от руководителей всех уровней до младшего персонала. Система менеджмента качества одним из основополагающих принципов имеет вовлечение каждого сотрудника, на любом этапе производства, в участие в производстве качественного продукта. С этой целью каждый сотрудник компании обучается выполнению обязанностей на своем рабочем месте, в соответствии с тем, как была разработана СМК внедряющей организацией. Система менеджмента качества и обучение в рамках ее внедрения предусматривает консалтинг отдельных сотрудников и последующую их аттестацию. Во время обучения проводятся общие обзорные лекции, семинары для отдельных групп, тренинги, консультации.

 

Следует отметить, что обучение проводится специалистами, которые сами, в свою очередь, были подготовлены на базе, соответствующего требованиям, образования и стажа работы в области проблем качества, охраны труда, экологии, сертификации и т.п. аттестация экспертов обучения менеджмента качества проводится научно-методическим советом Системы. Эта система, помимо аттестации экспертов, проводит подготовку специалистов по обучению специалистов в области управления качеством, аудиторов и менеджеров по качеству. Все программы обучения, методические материалы разрабатываются с участием специалистов Ростехрегулирования, в соответствии со всеми современными требованиями.

 

Дальнейшая работа по внедрению системы менеджмента качества в организации включает составление документации, соответствующей требованиям международного стандарта, контроля внедрения СМК, внутренний аудит, дополнительные консультации и получение сертификата.

 

После получения сертификата ISO, работу по обучению и внедрению системы менеджмента качества можно считать завершенной.

Внедрение СМК на предприятия Казахстана

На данном этапе развития экономики Казахстана, внедрение СМК на предприятиях малого и среднего бизнеса затруднительно. Причинами этого могут быть нежелание предпринимателей тратить довольно большие средства на развитие управления и совершенствование качества продукции, так как прибыль или ниша занимаемая на рынке вполне их устраивает.

 

В настоящее время государство оказывает поддержку организациям внедряющим СМК в следующих направлениях:

 

пропаганда внедрения СМК, в целях выхода на мировой рынок;

налоговые льготы для предприятий прошедших сертификацию;

при проведении тендеров отдавать предпочтение фирмам практикующим СМК.

 

При внедрении возникает ряд проблем, а именно:

 

Неправильный подбор службы качества.

 

Необходимо создать группу, непосредственно занимающихся разработкой документации, оказание консультативной помощи другим подразделениям по данному вопросу, обучение персонала, проведение внутреннего аудита, помощь в решении проблем, связанных с качеством системы, продукции и процессов.

 

Неправильный выбор консалтинговой организации и консультанта.

 

Сегодня на рынке услуг РК существует ряд консалтинговых организаций, предлагающих услуги по разработке и внедрению СМК. Возникает вопрос: «Как не ошибиться в выборе консалтинговой организации и как выбрать подходящую для вас в данных условиях?»

 

Неправильная организация процесса обучения персонала реализации требованиям стандарта ISO 9001:2000.

 

Существует 4 метода организации эффективного процесса обучения: обучение персонала на территории своего предприятия, обучение персонала на территории консалтинговых организаций и комбинированный метод.

 

Руководство и персонал организации не воспринимает и не реализует рекомендации консультанта (или реализует, но с большим опозданием).

 

Некоторые руководители всеми способами стараются избегать консультанта, оправдываясь тем, что есть дела и поважнее. Иногда, как правило, после очередного вопроса потребителя о наличии сертифицированной СМК, они сами идут на контакт с консультантом, но интересует их одно: почему так плохо работает консультант.

 

Непонимание высшим руководством организации своей роли и своих обязанностей при построении СМК.

 

Встречаются ситуации, когда первые руководители инициируют проект по разработке СМК (выпускают приказ) и после этого самоустраняются от участия в его реализации.

 

Руководство принимает решение о необходимости разработки СМК, отвечающей требованиям стандарта ISO 9001:2000, создает службу по качеству и поручает ей разработать документацию СМК без участия других подразделений и руководителей.

 

Организация формально подходит к реализации проекта: не прекращаются попытки построить систему только на бумаге.

 

Это происходит тогда, когда в организации преобладает желание получить сертификат на СМК любым способом («горят» контракты). Для специалистов не является секретом то обстоятельство, что на рынке есть фирмы, которые занимаются продажей сертификатов на СМК.

Есть такое высказывание: «Сертификат (на СМК) - это справка о здоровье организации». Плохо, когда справка есть, а здоровья нет, и организация дышит на ладан. Нужна не справка, а, прежде всего, само здоровье, т. е. нужна эффективно и результативно работающая СМК. Сертификат на СМК, полученный неправедным путем, не спасет.

 

Организация не уделяет должного внимания этапу разработки (корректировки) нормативной документации: процедур, инструкций и т. п.

 

Документы создаются в довольно сжатые сроки. Иногда составление проекта документа поручается необученным специалистам, согласующие документ лица читают его невнимательно или подписывают, вообще не читая.

 

Не уделяется Внедрение СМК на предприятия Казахстана

На данном этапе развития экономики Казахстана, внедрение СМК на предприятиях малого и среднего бизнеса затруднительно. Причинами этого могут быть нежелание предпринимателей тратить довольно большие средства на развитие управления и совершенствование качества продукции, так как прибыль или ниша занимаемая на рынке вполне их устраивает.

 

В настоящее время государство оказывает поддержку организациям внедряющим СМК в следующих направлениях:

 

пропаганда внедрения СМК, в целях выхода на мировой рынок;

налоговые льготы для предприятий прошедших сертификацию;

при проведении тендеров отдавать предпочтение фирмам практикующим СМК.

 


Просмотров: 952 | Добавил: Хан | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: